Please reload

Недавние посты

17 ноября 2017 года в банкет-холле Белый зал состоялось празднование юбилея Новосибирской адвокатуры. 95 лет назад, решением губернского отдела юстиц...

20/11/2017

1/4
Please reload

Избранные посты

Правительство утвердило правила поведения граждан и организаций при введении режима ЧС

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» было официально опубликовано 3 апреля 2020 года и с этого дня вступило в силу. Полностью позитивно оцениваю Правила поведения и их обязательность для исполнения гражданами и организациями.  Правила представлены в виде простого, понятного, легко воспринимаемого текста. Минимизированы ссылки на иные нормативные правовые акты. Правила универсальны и не сводятся только к прикладным задачам, возникающим для разрешения ситуации с COVID-19. Обязанности граждан и организаций сформулированы Правительством Российской Федерации конкретно, с необходимой степенью детализации допустимого поведения.

 

Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, дополненные Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», были реализованы очень оперативно. Обратим внимание на фактор времени. Первого апреля внесены изменения в закон, второго апреля подготовлено Постановление Правительства, третьего оно уже вступило в силу. Это показатель высокого уровня компетентности и работоспособности, хороший прогностический признак. Вспоминается ситуация из практики начала века, когда после законодательного изменения порядка лицензирования медицинской деятельности, многие месяцы тянулось ожидание подзаконного нормативного акта, со всеми негативными последствиями. Правительство, возглавляемое Михаилом Мишустиным, демонстрирует новые лучшие качества. 

 

Статьей 11 ( пп. «у» п.1) Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года  имеет большое значение для предупреждения каких-либо злоупотреблений, задает единый подход, как осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайных ситуаций, ограничивающие права и свободы человека и гражданина. Энтузиазм исполнителей на местах разумно и правомерно ограничивается.  Некоторый опыт, в том числе правоохранительных органов, нуждается в пристальном изучении.  В Новосибирской области сотрудники полиции продолжают проверки граждан по соблюдению режима самоизоляции. Составлено  семь административных протоколов по ст. 19.4 КоАП РФ. Проводятся профилактические беседы с гражданами, о соблюдении режима самоизоляции. Таких бесед проведено более 60 тысяч!!! ( https://54.мвд.рф/news/item/19900397/). Силы и средства для проведения указанных мероприятий не были преданы огласке. Элементарный расчет, исходящий из того, что общее число лиц, обязанных самоизолироваться, до 20 часов 31 марта 2020 года составляло менее 6000 человек, а данные о числе профилактических бесед уже были опубликованы в 12 часов 2 апреля, указывает на необходимость проведения дополнительной проверки информации Главного управления МВД РФ по Новосибирской области. И хорошо, что Правилами поведения обязательными для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, участие граждан в профилактических беседах не предусмотрено. 

 

Пять запретов для граждан, перечисленных в пункте 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, настолько соответствуют элементарным требованиям безопасности жизнедеятельности, что в специальном толковании не нуждаются. За исключением подпункта «д». Полагаю, что необходимы уточнения, являются ли понятия «информация», «распространение информации», использованные в Правилах идентичными одноименным основным понятиям, используемым в Федеральном законе от 27.0.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Также следует установить критерии заведомой достоверности и недостоверности информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. Без детальной проработки этих понятий практическое применение санкций за нарушение указанных Правил будет очень сложным. Рассмотрим гипотетическую ситуацию с распространением утверждения «мы все умрём». Это истинное утверждение, в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, распространенное среди определенного или неопределенного круга лиц, может повлечь наступление совершенно различных общественно значимых последствий. В закрытом литературно-просветительном кружке «Memento mori» такое утверждение лишь вызовет теплые приветственные чувства, а в лечебном учреждении панику. 

 

Надеюсь сложные вопросы защиты граждан в чрезвычайных ситуациях будут получать большую нормативную проработку, но практическое применение их будет сведено к минимуму.

Please reload

Please reload

Поиск по тегам
Please reload

Архив

Коллегия адвокатов

Новосибирской области​

"Полковников, Тарасюк и партнёры" 2017