В режиме повышенной готовности Достаточность мер борьбы с коронавирусом может быть оценена ретроспективно, но избыточными их назвать нельзя
Please reload

Недавние посты

17 ноября 2017 года в банкет-холле Белый зал состоялось празднование юбилея Новосибирской адвокатуры. 95 лет назад, решением губернского отдела юстиц...

20/11/2017

1/4
Please reload

Избранные посты

В режиме повышенной готовности Достаточность мер борьбы с коронавирусом может быть оценена ретроспективно, но избыточными их назвать нельзя

03/23/2020

В версии 2 от 03.02.2020 г. временных методических рекомендаций «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» Министерства здравоохранения Российской Федерации утверждается, что патогенез новой коронавирусной инфекции изучен недостаточно. Данные о длительности и напряженности иммунитета в отношении 2019-nCoV  в настоящее время  отсутствуют. Иммунитет при инфекциях, вызванных другими представителями семейства коронавирусов, не стойкий и возможно повторное заражение. В настоящее время основным источником инфекции является больной человек, в том числе находящийся в инкубационном периоде заболевания. Пути передачи инфекции: воздушно-капельный (при кашле, чихании, разговоре), воздушно-пылевой и контактный. Факторы передачи: воздух, пищевые продукты и предметы обихода, контаминированные 2019-nCoV. Нет доказательств эффективности применения при заболевании каких-либо лекарственных препаратов. Средства специфической профилактики коронавирусной инфекции не разработаны. Неспецифическая профилактика включает мероприятия, проводимые в отношении источника инфекции, механизма передачи вируса и защиту лиц, контактирующих с больным человеком.

 

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Постановлением от 24.01.2020 г. №2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» организовал проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Правительство Российской Федерации 31 января постановило дополнить пунктом «16. В 34.2  коронавирусная инфекция (2019-nCoV)» перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

 

Полномочия Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе, введение и отмена на территории ограничительных мероприятий (карантина), по правилу ст. 5.1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей, так же предусмотрено ст.6 указанного Закона. На сайте Сергея Собянина, в его личном блоге (https://www.sobyanin.ru/koronavirus-o-dopmerah-po-predotvrascheniyu-rasprostraneniya-infektsii) от первого лица представлен анализ текущей ситуации, дана оценка совместным усилиям Федерального оперативного штаба, Роспотребнадзора и Правительства Москвы. Там  же изложены фактические основания для принятия решения о введении в городе режима повышенной готовности для городских служб.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» был издан Указ мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в ред. Указа мэра Москвы от 10 марта 2020 года № 17-УМ «О внесении изменений в Указ мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ»), содержащий 10 пунктов. Из их числа более подробно обсудим меры, указанные в пункте 3 и взаимосвязанном с ним подпункте 4.2.

 

Ряд юристов высказывал мнение, что «самоизоляция на дому» как понятие отсутствует в отечественном законодательстве и меры мэра незаконны (https://pravo.ru/story/219276/?desc_tv_5= ). Не могу согласиться с этим мнением. Считаю, что все ограничительные мероприятия, введенные Указом мэра, обоснованы и являются необходимыми. Степень их достаточности может быть оценена ретроспективно, но избыточными их нельзя признать уже в текущий момент. 

 

В соответствии с п. 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», при введении режима повышенной готовности, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: 1) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; 2) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; 3) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на её территории; 4) осуществлять меры, обусловленные развитием ЧС, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации её негативного воздействия.

 

Граждане, прибывшие из КНР, а также других государств с неблагополучной ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) по перечню, утвержденному Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве обязаны, помимо мер, предусмотренных п. 2 Указа мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию. Содержание «самоизоляции на дому» раскрывается тут же – не посещать работу, учебу, минимизировать посещение общественных мест. Самоизоляцией на дому никакие права и свободы граждан не нарушаются. Действуя самостоятельно, разумно и добросовестно гражданин выбирает место своего пребывания, режим труда и отдыха. Корректировка трудовых планов на ближайшие 10 рабочих дней критического значения иметь не может, особенно, на фоне переносов чемпионатов мира и иных глобальных мероприятий. 

 

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации 18 ноября 2013 г. постановлением № 63 утвердил санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» (зарегистрировано в Министерстве юстиции  Российской Федерации № 4716). Соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц. Согласно п. 2.1 правил ОРВИ представляет собой группу острых вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем и характеризующихся катаральным воспалением верхних дыхательных путей с симптомами инфекционного токсикоза. ОРВИ – самая распространенная группа инфекционных болезней с широким спектром инфекционных агентов. ОРВИ преимущественно вызывают вирусы, относящиеся к шести семействам: ортомиксовирусы (вирусы гриппа), парамиксовирусы (респираторно-синцитиальный вирус, метапневмовирус, вирусы парагриппа 1-4), коронавирусы, пикорнавирусы (риновирусы), аденовирусы, парвовирусы (бокавирус). Организация противоэпидемических мероприятий в период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ включает (п. 9.2 СП) оперативную разработку дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и координацию действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в решении задач, направленных на предупреждение, локализацию и ликвидацию массовых заболеваний гриппом и ОРВИ. Мероприятия осуществляются создаваемыми санитарно-противоэпидемическими комиссиями или оперативными штабами по борьбе с гриппом, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, мэр Москвы, на абсолютно законных основаниях оперативно разработал дополнительное санитарно-противоэпидемическое мероприятие – самоизоляцию на дому. И претворяет его в жизнь.

 

          Обязанность всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому, представляется мне не совсем ясной. В чем может выражаться совместная деятельность работодателя и работника в случае их изоляции друг от друга? Мне видится только дистанционная работа с достойной оплатой труда. Возможна и такая мера, как материальное стимулирование ответственного поведения работника. Как минимум досрочный перевод заработной платы на счет работника по его просьбе. Хотя пределов совершенству нет, можно и двадцать баранов, холодильник «Розенлев», финский, хороший, почетную грамоту, и бесплатную путевку в Ухань!

 

            Серьезно, с чувством благодарности к врачам, рекомендую ознакомиться с последним интервью доктора Ли Вэньлян (https://vrachirf.ru/concilium/69854.html ). 

 

Хотелось бы пожелать коллегам и доверителям санитарно-эпидемиологического благополучия в местах оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи!

 

Адвокат, ранее врач высшей квалификационной категории (организация здравоохранения) Делов Вадим Анатольевич. 

 

https://www.advgazeta.ru/mneniya/v-rezhime-povyshennoy-gotovnosti/

Please reload